Тушить искры гнева в сердце

Из слова о гневе, яко держай гнев на свои други во область дается дьяволу.

Фрагмент росписи Сошествия во ад из храма Ольшанского монастыря

Некто Исаак монах рассказывал следующий случай из своей жизни.

Однажды, говорит он, я поссорился с братом и стал гневаться на него. Между тем, сидя раз за своим рукоделием, я вспомнил о своей ссоре, раскаялся и, тревожимый страхом ответственности перед Богом, думал: что мне делать?

В это время вошел ко мне какой-то юноша и, не сотворив, как бы следовало, крестного знамения, сказал: «Ты согрешил и тревожишься; отдайся мне и будешь спокоен». Я же, узнав, что это дьявол, отвечал: «Уйди, ибо ты не от Бога». Он же мне: «Жаль мне тебя: дело свое ты губишь, а все-таки ты мой». «Нет, – говорю, – не твой я, дьяволе, а Божий». Он сказал: «Гнев держащих и зло помнящих Бог предал нам; ты же три недели гневаешься на брата своего». Я отвечал: «Лжешь». А он: «Ты зло имеешь на него; а держащих злопамятство ожидает геенский огонь, и я к таким людям приставлен, и ты мой».

Услышав это, я тотчас же пошел к брату моему, поклонился ему и примирился с ним. Что же? Возвратившись домой, я увидал, что дьявол, не терпя моего примирения, из злобы сжег мое рукоделье и рогожу, которую я обыкновенно подстилал, когда молился.

***

Из сего повествования видите, братие, что кто имеет злобу на ближнего, к тому имеет ближайший доступ враг нашего спасения дьявол; что кто не раскаивается в своей злобе, над тем дьявол приобретает даже власть; что держащихся злобы ожидает в будущей жизни огонь геенский; и что, наконец, раскаянием в своем гневе и примирением с ближними мы посрамляем дьявола и гоним его от себя прочь.

Зная сие, что же мы должны делать, братие? Должны искры гнева в сердце тушить в самом начале, чтобы искра не обратилась в пламень и после не превратилась в пламень геенский. Должны прощать обиды и любить врагов.

А чтобы навыкнуть сему, будем, во-первых, чаще помышлять о своей виновности пред Богом и о милосердие Божием к нам грешным. При всей нашей рассеянности, грехи часто страшно ужасают нас, и мы сами чувствуем себя достойными всякого наказания. Но как поступает с нами Отец Небесный? Наказывает ли нас по грехам нашим? Нет; Он все меры употребляет к нашему вразумлению и исправлению. Он послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы спасти нас от греха и смерти. Он, как благопопечительный отец, дает нам все благопотребное для жизни: пищу, одежду и жилище, бережет каждый волос на голове нашей, призывает всех нас, грешников, к себе и говорит: Придите ко Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11, 28).

А если так милосерд к нам Отец Небесный, то так, конечно, должны поступать и мы с оскорбляющими нас. Иначе суд без милости ожидайте, не сотворивши милости.

Фрагмент росписи храма Ольшанского женского монастыря

Во-вторых, будем чаще представлять пред собою страждущего Господа и со Креста прощающего врагов Своих. Его невинного били, плевали в лицо, распяли между злодеями, над Ним насмехались во время ужасных страданий Его, а Он говорил: Отче, отпусти им! Если так поступал в отношении к врагам Своим Спаситель, то так же, конечно, должны поступать и мы, тем более, что Он никому не сделал зла и был мучим, а мы часто сами так или иначе оскорбляем и вооружаем против себя наших ближних.

Протоиерей Виктор Гурьев

Источник

 

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели