Греховное любопытство торжествует…

Архиепископ Иона — о силе веры апостола Фомы и нашей способности защитить свою веру.

Архиепископ Обуховский Иона

В эти светлые пасхальные дни Церковь установила праздновать память замечательного апостола Фомы. Одно то, что его уверение вспоминается в первое же воскресенье после Пасхи, говорит о значимости как самого события, так и вообще, личности этого человека.

Фома, к сожалению, находится несколько в тени остальных апостолов. Часто восхваляется твёрдость в вере и ревность Петра, вспоминается Иоанн Богослов как ближайший и любимейший ученик, сыновья Зеведеевы, Андрей Первозванный — просветитель нашей земли. Но Фома как-то незаслуженно забыт.

Но в Евангелии есть совершенно удивительный эпизод. Господь накануне Своих страданий и смерти сказал ученикам, что идёт в Иерусалим, чтобы там умереть за грехи людские. И именно апостол Фома ответил: «Пойдём и мы умрём с Ним» (Ин. 11, 16).

Никто из апостолов не произнес подобных слов.

Помните, о чём они говорили в это время? Спорили, кто из них сядет по правую руку от Спасителя. И только один Фома услышал слова Господа и со всем пылом, со всей ревностью и от всего сердца произнёс эту фразу.

И его слова были пророческими, потому что все апостолы окончили свою жизнь мученически, кроме, разве что, Иоанна Богослова, который претерпел много страданий, но почил мирно.

Также есть мнение, что тот самый «некий» юноша, который последовал за Христом, взятым под стражу, и затем убежал, оставив одежду в руках пытавшихся его задержать, был Фома.

И вот представьте ситуацию через неделю после Воскресения: апостолы, дрожа от страха, собрались за закрытыми дверями в доме и вполголоса обсуждали, что же произошло. Обсуждали те дивные события, свидетелями которых они были: позорное распятие и удивительнейшее Воскресение. Уже было известно, что Христос являлся и мироносицам, и другим ученикам, и апостолы всё ещё не могли поверить своему счастью. И вот пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: «Мир вам!»

Фома, который имел, как мне кажется, наиболее трезвую веру и больше остальных апостолов понимал, что же произошло, для окончательного уверения сказал замечательные слова: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин. 20, 25).

С одной стороны, звучит дерзновенно, но с другой свидетельствует о его духовной трезвости, рассудительности и вере. И произошло чудо: Господь, видя эти его качества, сказал знаменитые слова: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20, 26–27).

Так Фома окончательно уверовал в Христово Воскресение. И это уверение Фомы дало великие плоды.

Это очень значимое событие и для всех нас, ведь Господь сказал, что «блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20, 29). Все мы не имели возможности телесно, физически увидеть воскресшего Христа, не можем вложить свои персты в Его раны, но истинно веруем и истинно исповедуем, что Господь был распят за наши грехи, воскрес и вознёсся.

Хотя вера наша временами колеблется, но всё равно мы можем с дерзновением относить к себе слова Господа, что мы — блаженны, потому что не видели, но веруем.

 

***

Интересно, что Церковь воспевает апостола Фому во множестве песнопений. И в одном из них говорится, что Фома «осязал ребра Христа любопытною десницею». Многие святые отцы считали любопытство грехом, но в данном случае слышим восхваление «любопытной» десницы апостола. Задумаемся, почему?

Хотя все мы и именуемся христианами, но если поспрашивать ходящих в храм о том, что они знают о своей вере, то нас, пастырей Церкви, постигнет разочарование. Почти все в курсе, в каком раунде Кличко одержал победу, и когда это происходило.

В то же время вряд ли кто-то читал о том, когда проходили Вселенские Соборы и что на них решалось.

Многие скажут, когда начало решающего футбольного матча или популярного сериала. Но далеко не все ориентируются, в какой момент на литургии начинается Евхаристический канон, и прелагаются Святые Дары.

Любопытство наше простирается до того, что мы знаем, сколько мужей было у Аллы Пугачёвой, стремимся узнать, что произошло в семьях сотрудников или знакомых. Но все ли читали, например, Киево-Печерский патерик?

Многие смотрят политические шоу, восхищаясь остроумием спикеров. Но кто из нас может с таким же остроумием, так же грамотно защитить свою веру перед лицом хулителей или атеистов?

Этот перекос крайне трагичен. Люди, именующие себя православными, декларирующие, что они Христовы, добровольно и сознательно тратят драгоценнейшее время, отпущенное нам для того, чтобы уподобиться Господу, на забивание своего ума ненужным хламом, мусором.

Греховное любопытство торжествует. Оно поглощает практически целиком и полностью всех нас. Ведь если сравнить, сколько времени люди, имеющие компьютеры, проводят в социальных сетях, а сколько посвящают чтению богослужебной и богословской литературы, сравнение окажется отнюдь не в пользу последней.

Как мы, так праздно и легкомысленно проводя время, надеемся быть со Христом?..

Будем же подражать замечательнейшему апостолу Фоме, его ревности в вере, стремлению умереть вместе с Господом. Ведь мы тоже призваны распять плоть со страстями и похотями, призваны умертвить в себе то, что от греховного мира.

И дай Бог нам иметь такую же духовную ревность и такую же духовную трезвость, какую имел этот апостол.

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели