Архиепископ Иона: «Бога не надо жалеть»

Если в Священном Писании и повествуется о чем-то страшном – то не для того, чтобы мы падали в обморок. Нужно ли жалеть Бога, всегда ли наша жалость помогает ближним и как провести дни Страстной седмицы со Христом, идущим на Голгофу.

Архиепископ Обуховский Иона

Мысли, которые уводят от главного

— Владыка, когда мы читаем в Евангелии диалог Спасителя с Петром, наверное, многие из нас в глубине души согласны со словами апостола, который просит Господа быть милостивым к Себе, чтобы предстоящие испытания Его миновали. «Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16, 21-23). Почему Господь отвечает любящему Его ученику так жестоко?

— Кстати, у меня подобных мыслей при прочтении этого отрывка никогда не возникало. Христос идет в Иерусалим, так Отец Небесный повелел, какие тут могут быть эмоции? Да, мы понимаем, что страдания Спасителя действительно были сверхчеловеческие — сначала нравственные, от предательства и поругания. Причем предательства не только явного, открытого — как у Иуды, но и малодушного, трусливого — как у учеников. И затем физические, ведь Христос был истинным Богом и истинным человеком и, как человек, не зря ужасался боли.

Но мое поколение выросло на примерах и рассказах о героях Великой Отечественной войны, в частности о партизанах, которых изощренно пытали фашисты. Пытки эти были зачастую страшными и жестокими, но мы видели, как человек, понимая, что ради высшей цели должен всё перетерпеть, страдает и терпит. Или ради любви к Родине, или ради ближних — чтобы не выдать товарищей-партизан — сколько было таких случаев.

Высшая цель одухотворяет, дает силу и мужество. Так и со страстями Господними: раз так было нужно — значит, нужно.

— Получается, вообще нельзя жалеть Бога?

— Подобные мысли — это отклонение от правильного вектора. Господь оставил нам Священное Писание: вдохновил тех людей, которые составляли ветхозаветные и новозаветные книги, и Церковь утвердила эти писания как истинные. Они — основа нашей веры. И нигде в них не проскальзывают какие-либо эмоциональные моменты, а если и повествуется о чем-то неприятном и страшном, то не для того чтобы мы падали в обморок, но чтобы наоборот, еще больше любили нашего Творца, Который «нас ради человек и нашего ради спасения» сошел с небес и стал истинным человеком, оставаясь при этом истинным Богом. Христос ходил с нами, «зрак раба прияв» — и всё для спасения каждого из нас в отдельности и всего человечества в целом. «Дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).

Наша задача — верить написанному, веровать в Богочеловечество Христа, в то, что Он нас искупил, и стремиться жить по заповедям. Вот в этом направлении нужно двигаться.

Если же начинаем искушаться какими-то отдельными моментами, применять к Богу человеческие мерки, предаваться эмоциям, они могут отвлечь нас от главного.

Дальше пойдут мысли: а зачем это нужно было? И нужно ли было именно так? Неужели нельзя по-другому? То есть эмоции способны увести от правильного пути очень далеко.

В этом отношении мне близки слова святителя Филарета (Дроздова): «Даже если бы в Библии было написано, что не кит проглотил Иону, а Иона проглотил кита, я и этому бы поверил». Всё Писание истинно, и его надо воспринимать без мнительности и колебаний.

Ярчайший пример — малое дитя, которого мама предупреждает: «Не трогай чайник». Она знает, почему это говорит — чайник горячий, но для малыша это совершенно не очевидно. Если ребенок приучен к дисциплине, то дальше не полезет, но если он воспитывается в эгоистической традиции, где является центром Вселенной, вокруг которого «вращаются» родители с бабушками и дедушками, то, конечно, постарается непременно дотянуться своими шаловливыми ручонками к горячему чайнику с последующим плачевным результатом.

Так и Господь. Он — наш любящий родитель и дает нам четкие инструкции. Если мы принимаем их с доверием, с чистым сердцем, с любовью к Господу, тогда это приносит нам пользу. Если же начинаем вести себя подобно непослушным детям, то этот кипяток обожжет нашу душу, оставит ожоги, которые не факт, что зарубцуются и исцелятся.

 

Утешение — процесс богочеловеческий

— Ясно, Бога жалеть не нужно. А человека? В сети часто пишут посты с перечнем пунктов «Как не стоит поддерживать» в ситуациях, когда заболел ребенок или потерял близкого. Получается, даже к нашим ближним мы не умеем проявлять сочувствие в какой-то адекватной форме.

— Мне тоже попадались бескомпромиссные и безапелляционные заявления, как НЕ нужно делать. Как НЕ нужно жалеть тех, у кого онкоболезнь. Как НЕ нужно говорить с людьми, у которых ребенок родился с инвалидностью, и так далее.

В этом отношении не знаю, насколько уместно вот так выставлять на всеобщее обозрение свой личный опыт. Все-таки Господь создал человечество во всём его бесчисленном многообразии — каждого со своим характером, с большей или меньшей степенью рассудительности, с большей или меньшей степенью терпения, упования на Господа, сострадания. И свой личный, узкий, конкретный опыт переносить на всех окружающих, мне кажется, крайне безрассудно.

Ведь если всерьез отнестись к подобным статьям, то, простите, отпадет всякое желание выражать кому-то свое сочувствие. Захочешь помочь, а в голове будут крутиться вопросы: правильно ли я говорю, может, что-то другое надо сказать? И вместо того, чтобы излить боль и теплоту своего сердца на страдающего ближнего, мы начнем оглядываться на чей-то неудачный печальный опыт, тем самым подгоняя себя под мерки совершенно чужих нам людей. Поэтому, хоть я и не настаиваю, но такие статьи читать христианам категорически противопоказано.

Если вы столкнулись с человеком, который страдает сам или переживает боль от того, что страдают его родные, мне кажется, лучше всего, помолившись, помочь так, как ты можешь, как того требует твое сердце. Все-таки утешение — процесс, в котором участвуют и человек, и Бог.

И если мы просим Господа вразумить нас и помочь нашему ближнему, Он обязательно невидимо вмешивается, наставляет нас и дает дар слышания тем людям, которые нуждаются в утешении.

Поэтому не нужно следовать механическим инструкциям, а лучше от чистого сердца просто сказать то, что у вас на сердце.

— Вокруг со всех сторон столько просьб о помощи. То и дело проскакивает мысль, что всё равно всем не поможешь. Как не зацикливаться на самом факте страданий, а в меру сил участвовать в жизни ближнего?

— Один из древних святителей сказал: «Милостыня пусть запотеет в руке твоей». Особенно это актуально по отношению к соцсетям, в которых мы видим буквально шквал перепостов о помощи. Сколько бывает случаев, когда этим просьбам уже по много лет или под ними телефоны и счета мошенников. Но человек даже не задумывается, что это за фотографии онкобольных детей, или старушек, или питомников для домашних животных — перепостил объявление, не участвуя сердцем, и пошел дальше смотреть всякие интересности.

Нет, в милостыне нужно быть рассудительным. Наверняка у каждого из нас в соцсетях есть пул людей, которым мы доверяем. Допустим, такой-то занимается помощью онкобольным детям, а тот — бездомным животным. Еще лучше, если знаем человека лично — тогда, конечно, к размещенным им просьбам нужно относиться серьезно, со вниманием и хоть чуть-чуть, но обязательно постараться помочь. Если даже самую малость перечислите, Господь и это принимает, а для ближнего будет важно: по капельке, по чуть-чуть нужная сумма соберется. И, конечно, если указано имя человека, обязательно помолитесь, чтобы Господь облегчил его страдания.

Безусловно, как говорил Козьма Прутков, нельзя объять необъятное. Всем помочь мы не сможем, но если отсечь спам, которым заполнен интернет, оставив несколько человек, которых мы знаем лично и в ком уверены, то вполне по силам участвовать молитвой и лишней копеечкой. Не нужно отчаиваться, думать, что страданий так много, а мы такие маленькие и ничего сделать не сможем. Сможем, пусть и немного.

А если стремиться помочь всем и вся, так недалеко и до тщеславия. Лучше с осознанием своей немощи помочь двум-трем людям мелочью и при этом иметь о себе спокойное, трезвое понятие, чем с самоуспокоением репостить всё подряд и развить на этом поприще бурную деятельность. Лучше, как говорится, меньше, но в десятку.

 

Самое пронзительное богослужение

— Подводя итог разговору о страданиях, скажите, каким должно быть правильное устроение души в Страстную неделю?

— В церковном песнопении мы слышим: «Недоумеет всяк язык благохвалити Тя по достоянию». Действительно, не хватает человеческого ума, чтобы достойно благохвалить Господа и Его Пречистую Матерь. Лучше, чем сказала Церковь о Христе в эти дни Страстной седмицы, никто не скажет. И я лучше Церкви сказать не могу.

Если мы действительно хотим провести Страстную седмицу рядом со Христом, Который идет на Голгофу, придется проявить труд. Найти издание с переводами богослужений Страстной седмицы, разъяснения — в интернете это все доступно. И, конечно же, не лишать себя посещения храма в эти дни.

Знаю, что многие, даже семейные, отнюдь не предоставленные сами себе люди берут отпуск на последние дни Страстной седмицы, чтобы утром и вечером пребывать в храме. Это настоящие боголюбцы, желающие быть со Христом в Его страданиях, не разбегающиеся как ученики, видя стражу, не оправдывающие себя тем, что «у нас дела», но те, кто, подобно верному Иоанну Богослову и мироносицам, остается с Господом.

Даже если не получится взять отпуск на эти дни, обязательно постарайтесь прийти на вечерние богослужения Страстной седмицы. Прежде всего, в четверг вечером, когда читаются 12 Страстных Евангелий. Это двенадцать отрывков о страданиях Христа, о последних часах Его земной жизни, о предательстве, о суде над Ним, о распятии и погребении. Чтения Евангелий перемежаются с удивительными по красоте (и не только музыкальной, но прежде всего духовной) песнопениями, составленными богодухновенными отцами.

В пятницу обязательно нужно присутствовать на чине отпевания, а вечером — на службе, когда вспоминается погребение Спасителя.

Суббота у большинства – выходной день, поэтому, мне кажется, страшно ради кулинарных изысков в виде куличей и крашеных яиц лишать себя богослужения Великой Субботы.

По свидетельству многих святых людей и по моему скромному мнению, эта служба является самым красивым и самым пронзительным богослужением всего года. Красивее просто не существует. И если мы на нее не идем, то нужно задуматься, насколько мы христиане и насколько осознаём, Кто лежит во гробе, что в этот день происходило и какое место занимает этот день в Домостроительстве Божием. Лучше купить кулич в магазине и посвятить полчаса окрашиванию яиц в луковой шелухе, но не лишить себя этого удивительного богослужения.

Нет нужды говорить о том, что венцом всего того, что мы пережили во время Страстной седмицы, является богослужение Пасхальной ночи. Действительно, человек, который не прошел через страдания, не может по-настоящему ощутить великую радость. Но мы, сердцем понеся уничижение Господа, Его распятие, будем готовы от всего сердца радоваться Светлому Христову Воскресению.

Источник

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели