В каждом увидеть, осознать, встретить Христа

Протопресвитер Александр Шмеман, проповедь в Неделю о Страшном суде

Протопресвитер Александр Шмеман

Притча «О Страшном суде» — как издревна называют её христиане — читается за неделю до Великого поста, когда призывает нас Церковь проверить себя, свою совесть, свою жизнь всей полнотою христианского благовестия, то есть учения Христа, и, по возможности, вернуться к главному, к самой сердцевине этого учения.

Многим часто кажется, что главное в религии — это обряды и обычаи, красота богослужения, возможность прикоснуться к священному, небесному, божественному. Но притча Христова о последнем суде раскрывает нам, что всё это будет бесплодным и ненужным, будет пустой и мёртвой религией, если не будет основано на любви и не будет приводить к любви.

В конце концов, и судить нас будет Любовь. И не любовь вообще, не любовь к абстрактному, отвлечённому человечеству, нет. Но любовь к живому и конкретному человеку.

В наши дни христианская любовь страшно искажена. Во имя любви к отвлечённому человечеству нас призывают не любить и преследовать других людей, которых нам приказывают считать врагами и в отношении которых даже жалость и сострадание оказываются преступлениями. Но Христос в притче о Страшном суде как бы говорит: мечты о счастье отвлечённого человечества не только останутся мечтой, но и обернутся ненавистью и жестокостью, если сначала не обратим мы нашу любовь и заботу на каждого человека. И любовь не отвлечённую, заботу не теоретическую, а самую что ни на есть конкретную.

Я был в темнице, – говорит Христос, – я был голоден, я жаждал, я болел. И что же это значит, если не то, что Христос раз и навсегда отождествил себя с каждым человеком, и что потому христианская любовь и состоит в этой «невозможной возможности»: в каждом увидеть, осознать, встретить Христа.

Нам не заповедано спрашивать и анализировать, достоин ли человек нашей помощи, заслужил ли он нашу заботу. Нам не сказано узнавать, за что посажен он в темницу, и почему голоден, и почему наг. Нам сказано идти к нему с любовью, и только в этой любви, никогда не спрашивающей о заслугах, достоинствах, взглядах и убеждениях, встречать человека, Богом посланного в нашу, в мою жизнь…

Снова и снова узнаём мы главную, радостную тайну христианства — тайну личности, составляющей Божественную ценность каждого человека, то, что и нужно и можно любить в нём. Именно эту тайну отверг и продолжает отвергать мир и господствующие в нём идеологии. Для них человек определяется внешним: своей классовой, или расовой, или национальной принадлежностью, своей полезностью для отечества, своими заслугами или — напротив — ошибками и преступлениями. Свои — чужие. Союзники — враги. Мы — они.

И вот все как будто только и делают, что говорят об освобождении человека, о счастье человека, о назначении человека, о борьбе за светлую, счастливую и свободную жизнь. А на деле — все объединены против кого-то, всё движется только страхом, подозрительностью, ненавистью.

И так оно и будет, пока не поймут люди, что любить человечество, служить человечеству не только неверно, но, и невозможно, если не укоренена эта любовь в любви к человеку, к каждому… И именно в любви, то есть в признании его, вне зависимости от каких-либо наших земных, «человеческих, слишком человеческих» мер и категорий, к которым мы сводим и которыми оцениваем людей. Всё это осуждено раз и навсегда Тем, Кто сказал и говорит от имени каждого: Я был в темнице… И этого «Я» достаточно, чтобы знать, что каждый человек — брат, что к каждому пришёл и каждого любит Бог, и в каждом дана мне возможность исполнить самого себя в Божественной, возрождающей и спасающей любви.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели