Пятое воскресенье Великого поста: у нас больше нет оправданий

Пятое воскресенье Великого поста посвящено памяти преподобной Марии Египетской, а также преподобных отцов Зверинецких. Почему православные очень любят египетскую подвижницу и какие уроки все мы можем извлечь из подвига киевских монахов, живших в сырых холодных пещерах, рассказывает духовник и строитель Ольшанского монастыря архиепископ Обуховский Иона.

Архиепископ Обуховский Иона

 

Мы просто не имеем решимости

Человеку, которому хочется достичь каких-либо высот, свойственно взирать на вершины, на самые яркие примеры. Так, молодой хирург ориентируется на Пирогова, на святителя Луку (Войно-Ясенецкого), на Амосова. Физик ориентируется на Нильса Бора, Игоря Курчатова и других светил этой науки. И православные берут пример с тех людей, которые сумели максимально полно воплотить в своей жизни евангельские идеалы.

Мы знаем слова Христа, обращённые к жене-грешнице: «Иди и больше не греши». Знаем призывы Христа оставить всё и следовать за Ним. И преподобную Марию Египетскую почитают особо, наверное, потому, что она взошла практически на недосягаемую для нас высоту исполнения заповедей Христовых.

Все мы грешим, так или иначе отступаем от Бога. Но, по слову преподобного Серафима Саровского, нам не достает решимости исправить свою жизнь, начать жить как положено христианину. Мы мечемся, совершаем одни и те же глупости, наступаем, как говорится, на одни и те же грабли.

Поэтому для нас очень полезно и утешительно взирать на примеры тех людей, которые смогли переступить через грех и жить по-христиански.

***

Преподобная Мария Египетская с юного возраста жила в блуде. Причем не из корыстных соображений, а была буквально одержима этой страстью и грешила для собственного удовольствия. И в Иерусалим отправилась не для поклонения святыням, а чтобы весело провести время в компании мужчин.

Удивительно нам сейчас слушать её житие: она пристала к группе паломников, то есть тех, кто направлялся на поклонение святыням Иерусалима, и они с радостью приняли блудницу, пообещавшую расплатиться за дорогу своим телом. В наше время паломники едут в Иерусалим с совершенно другими мыслями и желаниями, но, видно, таковы были нравы того времени, и не нам осуждать тех людей.

Прибыв в Иерусалим, Мария вместе со всеми устремилась в храм, как вдруг была остановлена невидимой силой. Она не смогла войти в храм, осталась при вратах. И тут Господь озарил её Своей благодатью — посеял в сердце зерно покаяния, и она поняла, почему Господь не допускает её к святыне.

Она взмолилась ко Пресвятой Богородице с просьбой о помиловании, о прощении, потому что даже не дерзала обращаться ко Господу в молитвах. И просьба была услышана: невидимая сила, которая не пускала её в храм Гроба Господня, отступила, и она смогла войти, поклониться святыням, очевидно, поисповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Поистине удивительным было её стремление к изменению жизни, к покаянию. Ведь покаяние по-гречески дословно переводится как «изменение ума», «изменение образа жизни». Более того, Мария мгновенно изменила образ своей жизни: совершенно не заботясь ни о съестных припасах, ни об одежде, ни о каких-то необходимых вещах, ушла в дикую, безводную, безлюдную Иорданскую пустыню, где провела 47 лет. Нам это понять совершенно невозможно!

Её житие стало известно благодаря преподобному Авве Зосиме — монаху, который в поисках ещё больших подвигов и аскезы пришёл в один из монастырей вблизи Иордана. У братии той обители был обычай: во время Великого поста они уходили в пустыню, чтобы наедине пребывать с Богом и молиться своему Создателю, и только перед праздником Пасхи собирались обратно на монастырские богослужения.

Перед тем как уйти, они испрашивали друг у друга прощения. Так как пустыня была безводна, безлюдна и в ней водились дикие звери, не все из монахов доживали до Пасхи. Собственно, с этой традиции и берёт своё начало обычай испрашивать перед началом Великого поста друг у друга прощения.

Старец Зосима, как и другие братья, перешёл Иордан и ушёл далеко в пустыню, где и встретился с преподобной Марией Египетской. На то время она уже практически не имела человеческого облика, была, по словам старца, «как тень» — измождённый человек без признаков пола и возраста.

***

Своим примером преподобная даёт всем нам толчок к исправлению наших собственных страстей.

Возможно, человек не совершает каких-то смертных грехов, но у каждого есть немощи, которые преследуют нас каждый день, не дают покоя нашей христианской совести. Это может быть и гневливость, и сребролюбие, и немилосердие, и нетерпимость к ближним — всего не перечесть. И в житии святой Марии Египетской мы видим, как в один миг можно прекратить греховную жизнь и устремиться к исправлению.

Действительно, зная об этой святой, нельзя больше оправдывать себя, что «я немощен», «я слаб», «я не могу», «мне нужно подумать», «мне нужно созреть»… Перед глазами есть пример, свидетельствующий о том, что всё возможно. Тем более мы знаем слова из Евангелия, которые сказал Господь: «Всё возможно верующему» (Мк. 9, 23). А  значит, если иметь решимость, мы обязательно сможем избавиться от всех наших греховных пристрастий.

***

Чему ещё может научить нас житие преподобной Марии?

Единственным желанием, которое святая высказала преподобному Зосиме, было Причастие. Больше она ничего не просила — ни одежды, ни пищи — лишь чтобы через год старец пришёл и причастил её Святых Христовых Таин.

Собственно, и нашим единственным и главным желанием должно быть частое, регулярное, постоянное причащение Святых Христовых Таин.

В молитве «Отче наш» мы просим: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» (Мф. 6, 11). Святые отцы понимают под «хлебом насущным» не кусок хлеба, а именно хлеб жизни — Тело Христово. Мы просим, чтобы Господь нам ежедневно давал Тело Христово, но сами, увы, когда Церковь предлагает этот хлеб жизни, отворачиваемся и уходим из храма.

Пусть же пример преподобной Марии Египетской станет для нас образцом того, как и чего должен желать православный христианин: в первую очередь искать и жаждать причащения Святых Христовых Таин. Без этого спасение невозможно. Без этого в Царствие Божие не войти. И люди, не причащающиеся регулярно (хотя бы раз в месяц), православными христианами называться никак не могут.

Поэтому, вдохновлённые примером святой Марии Египетской, будем приступать ко Святым Христовым Тайнам регулярно и часто, чтобы и здесь, в этой жизни, соединяться с Господом, и в будущей жизни пребывать с Ним.

 

Все сложности потерпим с любовью

В пятое воскресенье Великого поста Святая Православная Церковь установила также празднование памяти преподобных и преподобномучеников Зверинецких.

Зверинецкий монастырь в Киеве весьма древний. К сожалению, до нас не дошло никаких летописных сведений о его существовании, а сами Зверинецкие пещеры были обнаружены сравнительно недавно — в начале ХХ века — и случайно (если можно назвать случайностью проявление Промысла Божиего).

Во время оползня открылись входы в какие-то подземелья. Местные жители начали спускаться в них и увидели большое количество костей и черепов. Тогда они позвали братию близлежащего Ионинского монастыря, и оказалось, что это целые пещерные лабиринты, в которых находится большое количество захоронений и лежащих прямо в коридорах человеческих останков.

Восстановлением пещер в то время занимался игумен Валентин — духовник Ионинского монастыря. При участии специалистов-археологов отец Валентин провёл исследование пещер и выяснил, что они относятся ко временам Крещения Руси. По предположению И.М. Каманина, автора книги «Зверинецкие пещеры в Киеве: их древность и святость» (издана в типографии Киево-Печерской лавры в 1912 г.), подземелья были основаны ещё во времена святого равноапостольного князя Владимира первым митрополитом Киевским Михаилом. А некоторые из первых игуменов Зверинецкого монастыря впоследствии были архиереями Православной Церкви.

Каким же образом выяснилось название монастыря и имена этих игуменов? Во время раскопок обнаружили древнюю пещерную церковь, сохранившуюся в совершенно неизменённом виде со времён Киевской Руси. На жертвеннике остались граффити, которые учёные как раз относят к домонгольскому периоду. Надписи прочитываются практически идеально: «Игумени Зверинстие», и перечислены восемь имён.

Очевидно, что если сменилось восемь игуменов, значит, монастырь просуществовал достаточно долго. По предположениям учёных, обитель была уничтожена во времена или нашествия хана Батыя, или набегов половцев на Киев, но с тех пор о ней практически полностью забыли.

Пещеры дошли до нас буквально в законсервированном состоянии и ценны тем, что сохранили дух древнего подвижничества, напоминающий о первых святых Руси — Антонии, Феодосии и других Печерских преподобных.

Ведь пещеры Киево-Печерской лавры много раз перестраивались, благоустраивались, укреплялись кирпичной кладкой. Человеку, который туда попадает, сейчас совершенно невозможно представить величие подвига преподобных Печерских, потому что складывается впечатление, что пещеры вполне комфортны и пригодны для жизни. И только заходя в Зверинецкие лабиринты, мы ощущаем, как там сыро, холодно — температура никогда не поднимается выше 10-11 градусов.

Интересно, что в 1970-х годах проводились исследования останков, найденных на Зверинце, и было установлено, что практически все они носят на себе следы болезней, свойственных человеку, который очень долго пребывает в сыром и холодном климате. То есть преподобные, по словам тропаря, «снидосте во гробы и самех себе заключисте» — ради Христа приняли решение жить в совершено стеснённых, аскетичных условиях.

Чему может научить нас их пример?

Сегодня когда отключают на полчаса электричество, мы переживаем и раздражаемся; если нет горячей воды, скорбим и ропщем; если в магазине не хватает каких-то не самых необходимых товаров, для нас это практически трагедия. Но, взирая на жизнь и подвиги преподобных Зверинецких, понимаешь, насколько мало человеку нужно для существования, что можно довольствоваться совершенно небольшим набором материальных вещей и с благодарностью Господу жить, возрастая духовно.

Преподобные, живя в пещерах, никоим образом не роптали, а смиренно несли свой подвиг. Давайте и мы ради Христа потерпим те сложности, которые случаются в жизни — недостаток и физического, и, к сожалению, душевного тепла, и перебои с питанием или с финансами, которые случаются у каждого. Господь обязательно примет это как наш подвиг и нашу жертву Ему.

***

Почему празднуется память преподобных и преподобномучеников Зверинецких? Преподобными, как мы знаем, именуются монахи, прославленные в лике святых, но среди Зверинецких святых есть и преподобномученики — те, кто пострадал во время нашествия иноплеменников.

Дело в том что когда пещеры начали исследовать, возле выхода были обнаружены не только мужские, но и женские, а также детские останки. По предположению исследователей, жители близлежащих селений вместе с монахами искали здесь убежища от врагов. Когда кочевники обнаружили укрытие, то замуровали выход, и все находящиеся в подземелье люди приняли там свою смерть…

Сейчас при Зверинецких пещерах действует Михаило-Архангельский мужской монастырь, который до недавнего времени был скитом Ионинского монастыря. Здесь совершаются регулярные монастырские богослужения, а пещеры всегда открыты для посещения.

Приглашаю всех побывать в этой древней святыне и ощутить дух аскетизма, присущий всем пещерным монастырям времён Киевской Руси.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели