Макеевский Илья-пророк

Почти сто лет назад, в период церковных гонений и войны, Макеевка — город-спутник Донецка — обрел своего молитвенника и покровителя.

Им стал схимонах Илия (Ганжа), удивительный подвижник, вернувшийся в родной город с Афона почти столетним старцем. Утешитель и прозорливец — многие называли его «наш Илья-пророк».

Икона прп.Илии в Георгиевском соборе Макеевки

 

Шесть лет назад он был прославлен как местночтимый святой. 28 мая 2012 года состоялось обретение его мощей.

 

Афонско-макеевский святой

О житии преподобного схимонаха Илии до его возвращения с Горы Афон, к сожалению, сохранилось мало сведений. Сам он редко что-либо рассказывал о почти девяностолетнем периоде своей жизни.

Известно только, что родился Илья Яковлевич Ганжа в 1837 году в Макеевке. Тогда это был поселок Миусского округа области Войска Донского. Его подвижническая жизнь началась приблизительно в 15 лет, когда юноша оставил родительский дом. «Пошел искать святые места», — как он сам об этом однажды упомянул. Как и когда он оказался на Святой Афонской Горе, нам неизвестно. Много лет святой подвизался там в Ильинском скиту. Характер его подвига остается скрытым от нас. Лишь однажды в разговоре с кем-то преподобный упомянул, что его келья находилась в труднодоступном месте и еду ему подавали туда с помощью веревки.

Предположительно в начале XX века схимонах Илия покидает Гору Афон. Некоторые сведения позволяют считать, что после этого он оказался в Киево-Печерской лавре. Однако и здесь тихой молитвенной жизни монахов помешали притеснения советских безбожников. Преподобный был вынужден оставить и киевскую обитель.

По многим свидетельствам очевидцев, достоверно известно, что уже в 1927 году схимонах Илия вновь оказался в родной Макеевке (тогда — город Дмитриевск). «Вернулся сюда умирать», — говорил старец. На тот момент ему исполнилось уже 90 лет. Долгое время он посещал здесь Троицкий храм в селе Калиново, находящемся близ города. С закрытием храма в 1936 году преподобный перебрался в Макеевку.

Здесь он долгие годы жил скитальчески, по примеру Спасителя, «не имея, где главы приклонить» (ср. Лк. 9, 58). Часто бывало так, что днем он не знал, где останется ночевать. Однако всегда находились верующие люди, которые брали «старичка», как он сам себя называл, на ночлег. У кого-то он жил долго, у кого-то только один день. Часто, преследуемый милицией и НКВД, он подолгу не имел постоянного места жительства. Тем не менее люди с радостью брали его к себе домой, почитая старца за большого молитвенника, кем он и был в действительности.

Известен такой случай, когда батюшка остался у добрых людей, и к ним с обыском нагрянула милиция. Тогда старец спрятался за занавеской, успокоив хозяев и сказав, что никто туда не заглянет. Так и произошло. Милиционер всё тщательно обыскал, а к занавеске даже не подошёл. Такова была сила молитвы преподобного Илии Макеевского.

***

Постоянными спутницами преподобного с некоторого времени стали четыре послушницы: нищая девица Фекла, странница Паша и вдова Мария с дочерью Еленой. Они-то и находили ему жилье, когда негде было остановиться, помогали по хозяйственной части, в то время как сам старец основную часть времени проводил в молитве, а также принимал приходящих к нему людей. Всех, у кого преподобный останавливался, он тоже поднимал на ночную молитву, которую высоко ценил.

Когда были открыты храмы, преподобный посещал все богослужения. В другие, более трудные времена, священники тайно приезжали причащать его на дому. Сам старец священнического сана не имел.

Только в 1944 году, приношениями приходивших к старцу, ему купили небольшой домик в Старо-Рабочем городке в одном из районов Макеевки. Здесь он и прожил последние два года своей жизни.

Людям стало легче попасть к «дедушке», как многие его называли, — теперь они знали, где он живет. Старец принимал всех, будто бы не ощущая усталости. Приношения, которые он принимал от одних приходящих, шли на угощение другим нуждающимся. На прощание всем давал Крещенской воды и просфору.

Ко всем схимонах относился неизменно добродушно, даже обличал он без злобы, скорее, со скорбью о согрешающем. Провинившихсяназывал «негодяями» и «негодяйками», если же кто-то из женщин приходил к нему без нательного крестика, о чем старец сразу откуда-то узнавал, тех он называл «басурманками».

***

До нас дошли немногие сведения о внешности старца от людей, которым доводилось встречаться с ним в Макеевке. Все они говорили, что одет схимонах Илия был всегда чисто и опрятно, подрясник был на нем каждый раз как новый. Это тем более удивительно, что постоянного места жительства у него долгое время не было.

Многие отмечали также внешнюю красоту преподобного, и эта красота, видимо, исходила из внутреннего устроения старца, некоторые утверждали даже, что он словно светился.

Схимонах Илия (Ганжа)

Несмотря на свой возраст — мы помним, что на тот момент ему было более 90 лет, — схимонах Илия был всегда очень бодрым, хоть и опирался на палочку, ходил очень быстро, так что даже более молодые едва успевали за ним.

Была во внешности старца еще одна примечательная особенность: все отмечали, что один его глаз всегда был прикрыт веком, так что многие даже думали, что видит он только одним глазом. Однако на всех прижизненных фотографиях у схимонаха Илия оба глаза всегда оказывались почему-то открытыми. Когда его спрашивали, почему один глаз у старца всегда прикрыт, он отвечал: «Потому что на этот мир достаточно смотреть и одним глазом». Очевидно, по этой же причине и шторки в келье у него дома всегда были опущены.

Голос у преподобного был ласковый, отображавший его внутреннюю доброту. Вот как описывала его одна женщина, знавшая святого при жизни: «И голос был у него особенный: у мужчин голоса — низкие, а у стариков еще и хриплые, а у отца Ильи хоть и мужской голос, но очень добрый, ласковый, даже нежный какой-то, словом, блаженный…».

 

«Илья-пророк»

Все шли к схимонаху Илии за помощью, почитая его за великого молитвенника, зная, что «Бог его слышит». И действительно, по его молитвам Господь множество раз являл свою милость, помогая всем, к Нему прибегающим, исцеляя нередко даже неизлечимо больных.

А еще чаще к «дедушке» приходили за советом, когда не знали, как лучше поступить. Людям было известно, что все слова монаха-схимника сбывались, так как он обладал крайне редким даром прозорливости, за что очень многие называли его еще при жизни «Ильей-пророком».

Он всегда заранее знал, кто и с какими мыслями приходит. Однажды две молодые женщины шли к нему из простого любопытства, и одна из них все отговаривала от этой затеи подругу словами: «Пойдем отсюда! Ну что он там знает?! Да ничего он не знает!». Как только они появились на пороге, старец им сказал: «Идите отсюда! Что там я знаю?! Я ничего не знаю».

Другие две женщины тоже решили посетить старца. Одна из них шла молча, а другая в ложном и показном смирении сокрушалась о том, какая же она недостойная, называя себя всю дорогу «свиньей». Ту, которая всю дорогу молчала, старец сразу принял, а вторую, которая смиренничала, оставил стоять у порога. Когда же она спросила, почему ее не пускают, старец ответил: ««Люди ко мне приходят, но свиней еще никогда не было! Этого мне еще не хватало, чтобы ко мне свиньи приходили!» Женщина возмутилась и накричала на схимонаха за то, что он ее обозвал. Так старцу удалось обличить ее тайную гордыню и ложное смирение.

Случаи, в которых проявилась прозорливость схимонаха Илии, неисчислимы — мы приведем лишь некоторые примеры.

Одна девушка очень хотела выйти замуж за молодого человека и пришла за благословением к старцу. Илия ее не благословил. Девушка стала уговаривать его, и тогда старец согласился, но посоветовал подождать три месяца. А ровно через три месяца этот молодой человек случайно зацепился тулупом за состав проходящего поезда и погиб под его колесами.

Другая женщина, работавшая в шахте, пришла после случившейся с ней на работе аварии, в которой никто не пострадал. Она еще не успела рассказать ничего преподобному, как тот ее опередил и сказал, что был сегодня в шахте, после чего в подробностях описал всё произошедшее во время аварии. Все эти детали были настолько достоверны, что женщина даже усомнилась, не мог ли старец действительно побывать в тот день в шахте.

Особенно много людей приходило к преподобному во время войны, были среди них даже неверующие. Те, кто уходил на фронт, обязательно испрашивали у схимонаха благословение. Женщины, которые ждали своих мужей и сыновей с войны, спрашивали о том, живы ли они. Всё, что говорил отец Илия, оказывалось правдой.

Еще одна женщина рассказывала, что уговорила своего дядю, уходившего на фронт, сходить к Илии Макеевскому и взять у него благословение. Старец благословил мужчину и сказал, что ничего с ним не произойдет — с войны он вернется живым. И потом добавил, чтобы он не забыл взять с собой ложку. Все подумали, что это «старичок» просто пошутил, не придали словам значения. Всю войну этот мужчина прослужил на полевой кухне («Ложку взять не забудь»), не принимая участия в боях, и поэтому вернулся живым.

Старец предсказывал людям в начале каждого года, на что будет урожай в этом году. Каждой семье он советовал сажать что-то одно из фруктов или овощей, а затем эти семьи делились между собой. Так людям, знавшим святого, удалось тогда избежать голода.

Известно, что даже немцы, находившиеся некоторое время в Макеевке, боялись и уважали схимонаха Илию, считая его святым. Очевидцы рассказывали, что как-то один немец, увидев «дедушку» во дворе, решил выстрелить в него из пистолета. Он выстрелил один раз с небольшого расстояния — промахнулся, второй — снова промах. Так, войдя в азарт, немец стрелял в него практически в упор несколько раз и всё время не попадал. Тогда он понял, что имеет дело с необычным человеком, и спросил: «Кто ты?»

 

«Хоронить меня будут два раза»

Преставился преподобный 17 апреля 1946 года, в Великую Среду, в возрасте 109 лет. Свою скорую кончину он тоже предсказал заранее: «Ну вот, дорогие мои, скоро и Пасха. Только разговляться будете без старичка — меня уже не будет».

Похоронили схимонаха Илию в Великую Пятницу на кладбище возле Старо-Рабочего городка. Его могила сразу же стала местом паломничества многих и многих людей. «Кто на земле будет обо мне молиться — будет со мною», — говорил он незадолго до своей кончины. Предсказывал также своим послушницам, что их всех похоронят в разных местах, вдалеке от него, что впоследствии и сбылось.

И еще одна странная фраза прозвучала из уст схимонаха Илии: «Хоронить меня будут два раза». Другим запомнилось иное пророчество: «А после смерти старичка откопают». И действительно, спустя несколько недель после погребения гроб с телом преподобного откапывали из могилы, чтобы убедиться в нетлении останков святого. Гроб выкопала группа верующих (очевидно, просто из любопытства); как и ожидалось, они не заметили на теле святого никаких существенных изменений и закопали гроб обратно. Так сбылось и это пророчество преподобного.

Известно, что еще до прославления преподобного Илии в лике святых его глубоко почитал как святого местный старец из села Никольское схиархимандрит Зосима (Сокур). Он даже поставил фотографию непрославленного схимонаха Илии среди святых икон в алтаре Свято-Васильевского храма, где служил. Именно отец Зосима выступал инициатором сбора воспоминаний и свидетельств очевидцев о жизни Макеевского подвижника. Так постепенно стали собираться материалы для канонизации святого.

Решение о канонизации схимонаха Илии в лике местночтимых святых Донецкой епархии было принято Священным Синодом Украинской Православной Церкви 8 мая 2012 года. А 28 мая того же года были обретены мощи святого. Торжественное прославление преподобного Илии Макеевского прошло 23 сентября 2012 года в центральном Свято-Георгиевском соборе города, где и сегодня пребывают мощи подвижника, небесного покровителя Макеевки и всего Донбасса.

Мощи прп.Илии Макеевского в Георгиевском соборе

 

«Макеевка прославится как Иерусалим!»

Основные пророчества, которые оставил нам преподобный Илия, касались его родного города Макеевки. Еще во время Великой Отечественной войны, когда к нему приходили за советом, старец никому не благословлял уезжать из города. Он говорил, что Макеевка является Богом хранимой, предсказывал, что не будет в ней ни голода, ни разрушений, ни больших боёв. Многие удивлялись и спрашивали, как же это может быть, когда немцы уже вошли в город. Святой отвечал, что как пришли, так и уйдут, «тихо, как прошлогодний снег». И действительно, из города немцев очень быстро выгнали наши войска.

Но не только периода войны касались предсказания старца. Благословение Божие на этом городе, по словам старца, будет почивать до конца времен. Не будет в нем ни голода, ни стихийных бедствий: «Четыре страшные стихии не коснутся никогда города Макеевки: не будет в ней разрушающих ураганов; наводнений; пожаров; землетрясений! Да и голода не будет. В Макеевке всегда будет хлеб. И будет город Макеевка всегда храним Господом до скончания века».

Предсказывал старец и духовное возрождение родного города, что на тот момент казалось маловероятным: «Засияет Макеевка многими храмами! Придет время — в нашем городе будут открыты многие церкви: много церквей будет построено в Макеевке маленьких, и одна будет большая. В центре города будет самый большой собор, самый главный в городе; будет собор с золотыми куполами, ‒ в нем восстанет разрушенный теперь Троицкий храм! Его, этот собор, Господь благословит, ходите в него — там будет благодать Божия! …Придет время — Макеевка прославится как Иерусалим!»

И сегодня мы видим, как эти слова сбываются. Десятки храмов были открыты и построены за несколько последних десятилетий. Недалеко от места бывшего Троицкого храма, взорванного большевиками в 1932 году, сейчас воздвигнут величественный Георгиевский собор, в котором действительно ощущается присутствие Божией благодати.

Георгиевский собор г.Макеевка (Донецкая область)

Чудом можно назвать и то, что в столь сложные для региона времена, когда найти какие-либо средства практически невозможно, сегодня здесь подходит к завершению роспись собора. Она выполнена в византийском стиле и является одной из красивейших.

Нет никакого повода сомневаться, что все предсказания преподобного Илии относительно будущего Макеевки сбудутся. Подтверждением этому могут служить и события последних лет. Когда очередное военное бедствие обрушилось на Донбасс, макеевчане как никогда почувствовали себя за молитвами своего святого как за стеной. Город наименьшим образом пострадал за этот период, разрушения коснулись лишь некоторых отдаленных окраин.

В том, что преподобный Илия Макеевский молится о родном городе, нет никаких сомнений. И еще одно зримое чудо явил он в эти трудные времена. В 2014 году, в самый разгар боевых действий, многие очевидцы заметили, что тапочки на мощах святого покрылись большим слоем дорожной пыли. Хотя при облачении они были чистыми, сами мощи находятся под стеклом. Словно сам преподобный обходит город своими стопами, молитвенно охраняя его.

 

Наставления преподобного Илии Макеевского

Сохранилось мало слов и поучений, которые передали нам современники преподобного Илии, но и все их можно свести к одному главному — жизни с Богом: «В воскресенье и в праздники дома не сиди — в храм иди! И всё будет у тебя хорошо».

«Живите в вере православной. Веру храните, по-Божьему живите. Как отцы и праотцы наши православные благословляли жить, так и живите. А теперь люди живут как лошади в загоне… Ее выпустят, лошадь и бегает, как безумная, задрав хвост».

«Нельзя жить без веры; нельзя без Бога жить; всякое дело нужно начинать с благословения Божьего; за всё в жизни нужно Бога благодарить».

Источник

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:


Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели