Главная монастырская святыня — икона Божией Матери «Отрада и Утешение»

IMG_4305-м«В жизни каждого человека есть скорби, болезни и треволнения, но мы всегда обращаемся к Царице Небесной за Её благодатной помощью, и Она подаёт нам отраду и утешение в скорбях и испытаниях, которыми посещает нас Господь. У каждого есть свой жизненный крест, и нельзя им тяготиться, ибо каждому он подаётся по силам. Не бывает креста выше человеческих сил. Господь сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). В этом жизненном крестоношении нам даны отрада и утешение в лице Преблагословенной Девы Марии.

В молитве иконе Божией Матери «Отрада и Утешение» есть прошение укрепить нас в святой Православной вере. По вере нашей, по упованию нашему, по горячему молению Пресвятая Богородица неустанно дарует нам Свою помощь, Свои отраду и утешение». 

Слово Патриарха Кирилла в день празднования иконы Божией Матери «Отрада и Утешение»


В святогорской иерархии Ватопед — второй после Лавры преподобного Афанасия. Он расположен на восточном побережье полуострова между монастырями Есфигмен и Пантократор, освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Как полагают некоторые исследователи, монастырь был возведён на месте храма, построенного в начале четвёртого века императором Константином Великим и разрушенного Юлианом отступником.

Согласно более позднему преданию, Ватопед был сразу основан как монастырь императором Феодосием. У императора было трое детей: Аркадий, Гонорий и Плакидия. Выдав дочь замуж, он отправил молодую чету с двумя своими сыновьями в Рим. На обратном пути из Рима в Константинополь на борту корабля находился сын императора юный Аркадий с придворными. Возле местечка Имброс Аркадия во время шторма смыло за борт, и он исчез в волнах. Корабль нашёл убежище от бури возле того места, где сейчас стоит Ватопедский монастырь. И вот, погруженные в скорбь придворные вдруг увидели Аркадия, мирно спавшего под терновым кустом. Аркадий рассказал им, как его чудесным образом спасла Богородица, Которую он успел призвать на помощь ввиду неминуемой гибели. В благодарность император воздвиг на этом месте монастырь, который впоследствии стали называть Ватопед (Βατοπαιδιου, в переводе с греческого — «куст отрока»). Раскопки, произведённые в 2000 году вокруг нынешнего соборного храма монастыря, явили на свет древнехристианский храм, огромную базилику, на руинах которой в X веке и был построен современный соборный храм.

Ватопедский монастырь в его нынешнем виде был создан во второй половине десятого века преподобными Афанасием, Николаем и Антонием, учениками преподобного Афанасия Афонского. По его благословению они отправились жить в те места, где сейчас расположена обитель. Тогда здесь стояли кельи отшельников более ранних времён.

Уже спустя столетие монастырь процветал, щедро поддерживаемый византийскими императорами, русскими самодержцами, сербскими королями и молдавскими государями. Ватопед был не просто богатым и привилегированным сам по себе, он управлял десятью зависимыми от него менее крупными монастырями, большинство которых было впоследствии разрушено в результате поразивших Святую Гору катастроф.

У Ватопеда, как и у Афона в целом, драматическая история: ужасающие своей жестокостью набеги крестоносцев, униатов и просто разбойников, турецкое иго, многочисленные мученические смерти братии, пожары и разрушения.

Главное сокровище Ватопеда — это сонм просиявших в нём святых. Всего в монастыре жили шестьдесят шесть прославленных Церковью подвижников. Среди них преподобный Максим Грек, первостроители обители, святой Симеон Сербский, мученики, от латинян пострадавшие, и множество преподобных отцов. 3

После упадка монашеской жизни в обители вследствие войн и политических событий в Греции в новейшей истории, в 1990 году с приходом туда братства старца Иосифа (ученика старца Иосифа Исихаста) Ватопедский монастырь получил новое дыхание и сегодня предстаёт в своём расцвете.

Как и все афонские монастыри, Ватопед известен не только подвижнической жизнью древних и современных насельников, но и своими святынями, среди которых чудотворные иконы Божией Матери — особой покровительницы святогорцев.

 

Отрада наша и Утешение

О чуде от иконы «Отрада и Утешение» (Παραμυθια) в Ватопеде рассказывают следующее.

«В те времена был обычай, согласно которому, выходя из соборного храма по окончании утрени, отцы прикладывались к находившейся тогда во внешнем притворе иконе Божией Матери, и там игумен давал привратнику ключи от закрытых в вечерние часы врат Обители, чтобы тот их открыл.

Предание говорит о том, что 21 января 1320 года, когда игумен передавал ключи привратнику, икона ожила и Божия Матерь заговорила: “Не открывайте сегодня врата монастыря, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов”. Тогда младенец Иисус, находившийся в объятиях Богородицы, пытался ручкой заградить уста Своей Пречистой Матери, сказав Ей: “Не надо, Мати Моя, не говори им. Пусть они получат то, что заслужили, потому что небрегут о своих монашеских обязанностях”. Тогда Госпожа Богородица с великим материнским дерзновением к Сыну Своему и Богу, взяла ручку Богомладенца и отвела от уст и, повернув голову вправо, уклоняясь от руки Христа, воскликнула, обращаясь к игумену второй раз: “Не открывайте сегодня врата обители, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов”. И “смотрите, покайтесь, потому что Сын Мой гневается на вас”. И в третий раз повторила: “Сегодня не открывайте врата обители…” По завершении диалога Госпожа Богородица и Пречистый Её Младенец снова замерли на иконе, но уже в том виде, в каком это видно сегодня, то есть Божия Матерь удерживает ручку Христа чуть ниже Своих уст, голова Её повёрнута в попытке уклониться от неё, а выражение лика таково, что исполнено безграничного снисхождения, любви и материнской нежности, в то время как Христос, хотя и младенец, но как Судия, имеет строгий вид.

Икона эта поистине нерукотворна, потому что в сегодняшнем облике она создана благодатью Божией, а после чудесного вмешательства Богородицы и спасения монастыря она была названа “Божия Матерь Отрада и Утешение”.

После чудесного события икону отделили от стены и, украсив серебряной с позолотой ризой, перенесли в специально устроенную на хорах собора церковь (параклис), где она и пребывает доныне. Перед ней никогда не угасает затепленная тогда лампада. Каждую пятницу в этом параклисе совершается Божественная литургия, и каждый день служится молебен. В древности также был обычай совершать там монашеские постриги.

Икона

В этом чуде ещё раз проявляется, согласно общему убеждению Церкви, матернее дерзновение Богородицы ходатайствовать о грехах наших к Сыну Своему и Богу, удерживать Его праведно карающую десницу и спасать нас Своими молитвами от бед, постигающих из-за бесчисленных наших беззаконий».

 

Чудотворная Ватопедская икона на Руси

Иконография «Отрады и Утешения» относится к редким, даже в крупнейших иконных собраниях России и Украины подобных нет. Самая ранняя русская «Богоматерь Ватопедская» — келейный образ святителя Димитрия Ростовского, который часто изображается на его иконах. Появление изображения Афонской святыни в первой половине – середине XVI века в русском искусстве неслучайно. Связи Древней Руси с православным Востоком были всегда. В летописях неоднократно указывается на приезд греков в Москву за пожертвованиями, которыми великие князья щедро наделяли во все времена. В 1515 г. с такими возвращающимися с пожертвованием из Москвы старцами на Афон прибыли послы Великого князя Василия III. Кроме грамот, сопровождающих милостыню святогорцам, и прошения молитв, была отправлена особая грамота к Афонскому Протату, где Великий князь просил прислать «переводчика книжнаво на время». Через три года послы вернулись вместе с переводчиком — будущим преподобным Максимом Греком. 

5

В конце XV в., будучи тогда монахом доминиканского монастыря во Флоренции, преподобный Максим был в центре богословской жизни Италии. В 1505 г. он навсегда покидает Запад и католичество и направляется на Афон, духовный центр восточного Православия, и становится православным монахом в Ватопедском Благовещенском монастыре. Позднее, в одном из посланий к Ивану Грозному преподобный Максим вспоминает о своём десятилетнем пребывании в Ватопеде как о важном духовном периоде своей жизни. В Москве афонский монах с необычной судьбой и широкими знаниями сразу же привлекает внимание современников. Его келья становится притягательным духовным центром, где собирались любители «спиратися меж себя о книжном». Преподобный Максим Грек постепенно втягивается в самую гущу событий в связи со спором об устройстве монастырей и их владений. Он пишет несколько произведений об Афонских монастырях.

Внимание к святогорским обителям как общехристианским святыням и, в частности, к Ватопеду, на Руси прослеживается в литературных памятниках ещё с XV в. Например, самое первое из известных описание Афона путешественником датируется 1420 годом и принадлежит новгородскому иеродиакону Зосиме. В это время была уже известна и «Повесть о Ватопедском монастыре». В 60-е гг. XVI века в Москве в течение двух лет пребывали три игумена со старцами из Афонских монастырей. По просьбе митрополита Макария они создали «Сказание о святой горе Афонской».

Но особенный подъём интереса к Афону связан всё же с пребыванием в русской столице преподобного Максима Грека и его широкой деятельностью. С ним связывают и появление на Руси иконы «Отрада и Утешение» («Богоматери Ватопедской»). Празднование этой иконы и память преподобного Максима Грека промыслительно приходятся на один день — 21 января (3 февраля по н. ст.).

 

Святитель Димитрий и его келейная икона

В Росии икона «Отрада и Утешение» стала известна и почитаема в XVII веке благодаря другому святому, нашему выдающемуся соотечественнику — святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому.

10

Святитель Димитрий (в миру Даниил Саввич Туптало) родился в 1651 году в местечке Макаров, недалеко от Киева, в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. После переезда родителей в Киев Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. В 17 лет Даниил принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. Иноческое послушание проходил в Киевском Кирилловом монастыре, ктитором которого состоял его отец. Там началась его литературная и проповедническая деятельность. В течение нескольких лет уже иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя Слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии, а в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих Миней (Житий святых) на весь год.

С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Как свидетельствовал святитель, душа его наполнилась образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда. Одновременно с этим высокопреподобный Димитрий был настоятелем нескольких монастырей (поочерёдно). Труды подвижника обратили на себя внимание Патриарха Адриана. В 1701 году указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Но через некоторое время из-за важности научного труда и слабого здоровья святитель получил новое назначение в Ростов Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года в качестве митрополита Ростовского.

Согласно известным письменным источникам, икона Пресвятой Богородицы «Отрада и Утешение» как келейный образ (то есть икона, перед которой монах в келье совершает молитвенное правило, обычно самая им чтимая) была привезена святителем Димитрием в Ростов при вступлении им на митрополичью кафедру.

фотографияПеред ней молился святитель и в ночь на 28 октября 1709 года, когда он почил от всех своих земных трудов. Около месяца икона находилась рядом с гробом митрополита Димитрия в кафедральном Успенском соборе Ростова Великого. И после погребения в Яковлевском монастыре в юго-западном углу Зачатьевского собора она была оставлена при могиле.

Нетление святых мощей святителя Димитрия открылось через 42 года по случаю поправки опустившегося пола над могилой, под которым упали на гроб сгнившие брёвна; при поднятии пола в рассыпавшемся гробе было обретено нетленное тело святителя Димитрия, и от него, как от благодатного источника, начали истекать чудесные исцеления. Все годы до открытия мощей память о святителе жила в народе, и приходящие в храм приносили молитвы его келейному образу. После обретения мощей святителя Димитрия, до появления в монастыре первых икон с его изображением, именно перед «Отрадой и Утешением» совершались молебные пения и панихиды по Преосвященном митрополите. При описании многочисленных чудес у мощей святителя Димитрия часто упоминалась и его келейная икона, потому что Богородице, как и святителю Димитрию, возносились горячие молитвы паломников. И хотя икона относится к редкому типу изображений, в Ростове списки со святыни были широко распространены.

Ростовский Спасо-Яковлевский монастырь

Ростовский Спасо-Яковлевский монастырь

Откуда у святителя Димитрия могла появиться эта икона?

Известно предание, что Ватопедская икона Божией Матери была тем самым образом, которым благословили его родители на монашество.

Есть другое предание: 13 сентября 1689 года, во время пребывания святителя Димитрия в Троице-Сергиевой Лавре (в свите гетмана Ивана Мазепы) находившийся здесь же патриарх Иоаким благословил святителя Димитрия образом Божией Матери в окладе за труд составления житий святых, о чём святитель записал в своём дневнике. Это мог быть Ватопедский образ Богоматери, так как преподобный Максим Грек преставился в Троице-Сергиевой Лавре, а его икона — список с Афонской святыни — хранилась в обители. Преподобный Максим Грек был известным писателем, и Патриарх награждает святителя Димитрия за писательский труд. Образ этот был украшен окладом и плохо различим под потемневшей олифой, поэтому святитель Димитрий в дневниковых записях назвал его просто — образ Божией Матери.

В архиве Ростовского музея есть рукописное «Сказание» об этой святыне, написанное в середине XIX века, в котором выдвигается ещё одна версия появления у святителя Димитрия этой иконы. В её основе лежит событие, описанное в дневнике святителя: 1700 года, «декабря 16, из великой церкви Печерской, из великого алтаря, прислан ко мне на благословение образ Пресвятыя Богородицы Московской, прислал преподобный господин отец Иоасаф Кроковский, архимандрит с братиею. О сем образе такая повесть: благочестивый царь и Великий князь Алексей Михайлович прислал оную святую икону Преосвященному митрополиту Киевскому Петру Могиле».

Святитель Пётр Могила возглавлял Киевскую кафедру в 1633–1647 годах. Именно им была задумана http://www.mgarsky-monastery.org/колоссальная работа по составлению житий святых, которую он не успел закончить из-за смерти и которую продолжил святитель Димитрий Ростовский. Святитель Пётр Могила был избран Киевским митрополитом с сохранением лаврского архимандритства, поэтому икона, подаренная царём Алексеем Михайловичем, после смерти святителя осталась в Киево-Печерской Лавре и находилась в алтаре соборного храма. В дневнике святитель Димитрий называет икону московской. Видимо, это связано не с иконографией (такой иконографии нет), а с происхождением (от царского двора). Исследователи предполагают, что это и была «Отрада и Утешение».

В благословение нашей обители в начале 2010 года в монастыре Ватопед на Афоне была написана точная копия чудотворной иконы. Множество людей обращаются к Божией Матери перед этим списком с Её иконы, и уже известны случаи явной чудесной помощи Пресвятой Богородицы. Киот иконы являет собой также точную копию киота чудотворной иконы в Ватопеде.

Также в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре города Ростова была написана абсолютная копия келейной иконы святителя Димитрия Ростовского «Отрада и Утешение», которая сейчас находится в нашем монастыре.

Чудо Царицы Небесной, прославившее эту икону, имеет отношение, конечно, не только к ватопедским монахам. Оно в наши непростые времена укрепляет верующих в уповании на заступление Матери Божией, Её снисхождение и долготерпение к нашим многообразным немощам. На то, что Она дерзновенными Матерними молитвами удержит праведный гнев Своего Сына, готовый излиться на нас за многое множество наших прегрешений.

Икона

Канон Пресвятой Богородице в честь иконы Отрада или Утешение

Акафист

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели